Николаевский Амвросиев Дудин монастырь

Захватывает дух от красоты, что открывается с высоты берега на окские дали, где стоял когда-то Амвросиев Дудин монастырь. Место это, по своему прошлому и по расположению, необыкновенно русское. Нет точной даты основания монастыря, но впервые о нем, как уже о давно существующем, упоминается в летописи 1445 года.

Широкую известность получил Монастырь по трем основным причинам:

Во-первых, благодаря тому, что именно здесь была обретена православными чтимая чудотворная икона Николая Чудотворца, которая и хранилась здесь вплоть до исчезновения в годы гражданской войны.

Во-вторых, благодаря тому, что во время хождения в Нижний Новгород здесь минимум дважды останавливался Сергий Радонежский, в том числе в 1365 году на обратном пути в Москву, и в обители хранилось Евангелие, написанное по его распоряжению.

И, наконец, именно здесь хранился памятник русской письменности и истории- Лаврентьевская летопись. Это древнейший из дошедших до нас летописный свод, составленный в 1377 году монахом Печерского монастыря Лаврентием для великого нижегородско-суздальского князя, дошедший до наших времен и вошедший в историю мировой культуры под именем его составителя. Летопись считается самой достоверной летописью из всех дошедших до нас.

Факты о доверенных монастырю артефактах только подтверждают поверие, что в монастыре могла храниться библиотека Ивана Грозного и золотой запас православной церкви, сокрытый здесь во времена ее преследования в екатерининские и петровские времена, а также во времена Советской власти. Многие исследователи считали, что под церковь вели подземные ходы, и один из них действительно был обнаружен на значительном отдалении от монастыря, на берегу реки близ села Хабарского.

Множество тайн и легенд существует вокруг названия монастыря.

Лишенная романтики версия гласит, что получил монастырь свое название от расположенной тут же деревни Дудино (ныне село Дуденево). Обрывистый высокий правый берег Оки около Дуденева и сегодня выходит наружу разными по размеру и цвету горизонтальными пластами пород. Здесь были залежи богатого ценного каменистого белого минерала, востребованного с древности для строительства. Его грузили на телеги и верхом по дороге отправляли вглубь страны, а также баржами везли вниз и вверх по Оке и Волге. С середины XII века в связи с возвышением Владимиро-Суздальского княжества, когда князь Андрей Боголюбский развернул во Владимире и Боголюбове белокаменное строительство церквей и хором, дудинцам особенно прибавилось работы. Вырабатываемые пласты в окском высоком берегу-круче назывались «дудами» или «дудками», поэтому основанное добытчиками из дуд поселение рабочие назвали Дудино. С годами дуды истощились, работы прекратились, смысл названия Дудино позабылся.

Архимандрит Макарий, составивший историю монастыря, объясняет название монастыря так: «Амвросиевым он назван по имени его основателя и первого строителя Амвросия, а Николаевским – от явленной чудотворной иконы святого Николая Чудотворца, которая обретена была на берегу реки Оки, в том месте, где в честь этого события и был возведен монастырь. Название же Дудин произошло от близлежащего села Дуденево, в котором ранее жили некие богачи Дуденевы, во многом содействовавшие строительству обители».

Народные же предания, не сильно отличаясь друг от друга по сути и, в остальном, не опровергая официальную Амвросиеву версию, связывают название Дудин не с Дуденевым, а с простонародным музыкальным инструментом - дудочкой, дудой. В том числе и документально зафиксированная версия гласит о том, что во время игры на дуде пастушок вдруг узрел чудесное явление: в воздухе над ним появилась икона Николая Чудотворца. Слух об этом быстро разнесся по округе, и в месте, где играл пастух (там сейчас колодец), стали собираться богомольцы, построившие в последствие монастырь. Чарующие звуки пастушьего рожка пленилиздесь когда-то и Сергия Радонежского, который и благословил эту обитель на строительство монастыря.

Другая легенда сказывает, что когда по нижнему течению реки Оки проживала мордва да вятичи-язычники, последними из славян принявшими христианство, пришли на правый берег Оки суздальские монахи и поставили тут часовенку. Увлекли они в свою общину рассказами о Христе юного пастушка, пасшего здесь стадо изо дня в день, собирая коров своей искусной игрой на дудочке. Стал пастушок монахом, а занятие свое – игру на дудочке – он так и не позабыл. И вот однажды по Оке на стругах плыл знатный князь со своей дружиною. Поравнялись они с местом, где обитель убогая стояла, и заслушались игрой юного инока. Так был очарован князь чудесными звуками, что велел остановить струг и послал воинов найти искусного дударя. Поднялся князь на высокий берег и так он окскими далями очаровался, что приказал он на этом месте монастырь поставить и назвать его Дудиным…

Экскурсоводам же более всего нравится страшная легенда с трагической концовкой: вел царь Иван Грозный свои войска на взятие Казани, утомились они в походе, сделали привал у часовенки на месте Дудина монастыря. Крепко уснул уставший царь. Ранним утром с первыми лучами солнца царя неожиданно разбудили звуки пастушьего рожка. Страшно гневливым и нравным был самодержец – приказал немедленно виновника схватить и предать лютой казни. Так погиб безвестный пастушок. Возвращаясь в Москву после удачного Казанского похода, царь вновь заночевал на прежнем месте, в полугоре Окского берега. Вспомнил он о невинно загубленной им душе пастушка и приказал на месте казни отрока заложить монастырь и наречь его «Дудин» в честь дудки мальчонки, что когда-то нарушила царский покой. Это предание явно вымышленное, т. к. к 1552 году здесь уже около двух веков существовал Дудин монастырь, о чем свидетельствуют летописи «догрозненских» времен.

Другое древнее предание связывает название Дудин с именем золотоордынца Дюденя, под руководством которого в 1293 году был совершен разбойный набег на Русь изгоном, т. к. население Руси не смирилось с татаро-монгольским игом и расправлялось с их гарнизонами, поставленными в городах, с баскаками (сборщиками налогов), отказывалось платить выход завоевателям.

Золотоордынская ставка на Мамаевом кургане (ныне г. Волгоград) и беспрестанно посылала для усмирения и устрашения новые и новые отряды карателей. Но и это предание вымышленное, ибо Дюдень, не первое лицо Орды, не мог назвать русское селение в свое имя (Дюденево-Дуденево), т. к. вся захваченная Русь стала уделом старшего сына Чингисхана, Джучи, после смерти которого, улус отошел к внуку хана - Батыю. Дюдень и Дуденево – случайные совпадения по звучанию. Удивляет то, что многие века народная память хранила предание о жестоком карателе Дюдене…

Шесть веков простояла обитель над Окою, переживая вместе с Русью все ее радости и печали, пока в 20-е годы прошлого столетия не была утрачена чтимая чудотворная икона Николая Чудотворца, в 1934 году был расстрелян настоятель монастыря, а в 1939 году был закрыт и приходской храм. Местные жители рассказывали, как в 30-х годах местные комсомольцы-активисты собрали всю церковную библиотеку в сундуки, загрузили ее в лодки и сбросили на середине Оки…

Только в 2006 году здесь начались восстановительные работы. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий благословил восстанавливать здесь мужской монастырь со строгим уставом. Около монастыря был установлен самый большой в Нижегородской области 9-метровый поклонный крест, весом 2 тонны, который был доставлен вертолётом. К марту 2008 года была подведена автомобильная дорога, обитель обнесена 400-метровым деревянным забором, было подведено электричество, построен дом для насельников монастыря, восстановлена Успенская церковь и колокольня, появились первые монахи. Сейчас звон монастырских колоколов разносится далеко над Окой. Особенно прекрасна восстановленная обитель в солнечные дни.